Как ходит пешка в шахматах?

В статье просто и доступно рассказываем о «душе шахмат». Так пешки назвал Франсуа-Андре Филидор, один из сильнейших шахматистов XVIII века.

Пешка — самая младшая фигура в шахматах; единица силы. Коня и слона по силе приравнивают к трем пешкам, ладью — к пяти, ферзя — к девяти. Пешки — 8 бравых солдатиков, которые защищают свою армию и ходят только вперед. Начальная позиция фигур: вторая горизонталь для белых и седьмая — для черных.  

Интересно, что слово «пешка» образовано от «пеший»; в контексте шахмат это говорит о медленном движении: шагает на 2 клетки при первом ходе и всего на одну при последующих.

пешка в шахматах


Как ходит пешка

В отличие от всех остальных фигур пешка ходит только вперед. Именно она должна пойти первая в начале каждой партии (за редким исключением, когда право первого прыжка предоставляется коню). У каждой начинающей движение пешки есть возможность сыграть первый шаг со стартовой позиции на 2 или 1 клетку. Последующие шаги — только на 1 клетку.

как ходит пешка

Как бьет пешка

Рубит пешка только по диагонали вперед, налево или направо. Вопреки заблуждению, пешка не может бить назад. Важно запомнить и не путать: пешка ходит вперед, бьет по диагонали. Шаг — 1 клетка, в первый ход — по желанию 1 или 2 клетки.

как рубит пешка

Виды пешек

В зависимости от вертикали, на которой стоит пешка, фигуру называют следующим образом:

  • королевская (e),
  • ферзевая (d),
  • слоновая (c, f),
  • коневая (b, g),
  • ладейная или крайняя (a, h),
  • центральная (d, e).

Во время игры пешка может оказаться в условиях, которые дают ей следующие названия.

Блокированная пешка — пешка в тупике: она не может продолжить свое движение прямо, так как перед ней стоит фигура противника. 

Изолированная пешка — пешка-одиночка; слева или справа от нее по всей вертикали нет пешек ее цвета. Такой ситуации лучше избегать крайним пешкам. В центральном положении позиция имеет как минусы — нет защиты другими пешками, высок риск стать блокированной пешкой; так и плюсы — контроль центра поля, возможность атакующего движения вперед, соседние вертикали свободны для крупных фигур. 

Отсталая пешка — пешка, которая не успевает за расположенными на соседних вертикалях «однополчанами», которые ушли вперед. Фигура может быть заблокирована или поля впереди нее находятся под боем, то есть пешка будет срублена при дальнейшем движении. 

Проходная пешка — пешка, которая стремится достигнуть противоположного края доски; на вертикали перед ней нет пешек противника; на боковых вертикалях их либо также нет, либо они есть, но не являются угрозой для прохождения.

  • Защищенная проходная — идет с поддержкой пешек того же цвета.
  • Отдаленная проходная — удалена от короля соперника, вынуждая его бежать за ней, чтобы не дать прорваться к краю доски.

Разрозненные пешки — белые или черные пешки из одной команды, между которыми одна и более вертикалей.

Связанные пешки — пешки, которые стоят на соседних вертикалях и защищают позиции друг-друга.

  • Пешечная пара — две пешки в связке.
  • Висячие пешки — соседствующие пешки, которые стоят не только на соседних вертикалях, но и на одной горизонтали. Такую позицию игроки в шахматы называют слабой пешечной формацией. Преимущества висячих пешек в том, что они мешают продвижению противника, а также могут сыграть в быстрой контратаке. 

Сдвоенные пешки (строенные пешки) — пешки, идущие друг за другом по одной вертикали.  

Превращение пешки

Преимущество солдата в том, что в любой партии он может дослужиться до высоких чинов. Если пешка дошла до конца доски (до восьмой горизонтали для белых и до первой для черных), ее ждет метаморфоза. По правилам, она превращается в любую фигуру. Чаще игроки выбирают самую боевую единицу — ферзя. Остаться пешкой или стать королем пешка не может. Сложно представить, но если игрок доведет до конца доски все восемь пешек и не потеряет начальную королеву, то в его полку будет девять сильнейших фигур.

Взятие на проходе

Прием, при котором пешка имеет право съесть пешку противника, но не встает на ее место. Происходит это при соблюдении следующих условий. 

  • Пешка, которая бьет находится на пятой горизонтали (если она белая) или на четвертой (если черная).
  • Пешка, которую рубят, делает ход со своей первоначальной позиции на две клетки.
  • Пешки находятся на соседних вертикалях.
  • Поле, которое перескочила пешка, остается свободным.
  • Атакующая пешка съедает фигуру противника и становится на пересеченное ею поле.
  • Взятие на проходе можно совершить только ответным ходом.

взятие пешки на проходе

Пешечные приемы

Пешечная вилка — классический прием в шахматах, при котором фигура, в данном случае пешка, нападает сразу на две фигуры противника, располагающиеся по обеим диагоналям от нее. Если на поле с пешкой не нападает ни одна фигура соперника, то можно поставить вилку, например, двум коням. Если позиция пешки находится под боем, то она должна играть под защитой. 

Пешечный прорыв — комбинация ходов, которые игрок использует, чтобы провести свою пешку к краю доски. Чтобы пешка стала проходной, ей помогает другая пешка, расположенная на соседней или через одну вертикали; она берет на себя фигуры, блокирующие проход, освобождая путь проходной пешке.

пешечный прорыв

Пешечные Тараны и Рычаги

Пешки обороняют свои армии и обычно первыми идут вперед на поле противника. Сталкиваясь с вражеским пешим отрядом, солдатики соединяются двумя образами: таранами и рычагами — это своего рода сигналы светофора для движения пешек, которые ограничивают или допускают дальнейшее движение.

Таран — две враждующие пешки сталкиваются лоб в лоб на одной вертикали, препятствуя движению друг друга. Это очень прочная позиция, которая блокирует ходы.

Пешечный таран

Рычаг — пешки стоят по диагонали и могут взять друг друга, тем самым открыв ход по диагонали.

Пешечная цепь

Цепь образуется из нескольких пешек одного цвета, которые строятся в диагональ. Они защищают друг друга и представляют возможность достаточно мощной атаки. Цепь может быть подвижной — хотя бы одно из ее звеньев способно на шаг вперед, или заблокированной — все пешки скованы фигурами противника.

Пешечная цепь

Квадрат пешки

Это умозрительный квадрат. Представьте, что в одном из его углов стоит пешка. Расстояние от этой клетки до края шахматной доски — это и есть длина стороны квадрата. Цель пешки — достигнуть конца поля, чтобы стать ферзем. Мысленно достраиваем квадрат и смотрим: находится ли в нем король противника? попадает ли он в него при следующем ходе? Если да, то он успеет задержать пешку. Если нет, то дальше солдат превратится в ферзя.

Если пешка размещена на стартовой позиции и может походить на две клетки, то квадрат нужно представить так, будто фигура стоит на третьей для белых и шестой для черных горизонтали. 

Правило квадрата актуально, если пешку не защищают другие фигуры. Как правило, это конец партии, когда на игровом поле остается два короля и одна пешка.

Пешка и король

Пешка не может рубить короля, как не может и любая другая фигура. Если король оказывается под боем (ему ставят шах) и при этом не может уйти, побить атакующего или его не способна закрыть другая фигура — объявляется мат, шахматная партия заканчивается. Поставить мат пешкой можно. В шахматах солдат, несмотря на свой низший ранг, весьма эффективен в атаке на короля. Но обычно для этого ему требуется помощь других фигур.

Больше о шахматных правилах и фигурах читайте на сайте в наших следующих статьях для начинающих игроков. Будем рады комментариям и обратной связи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *